Телефон +7 (34343) 2-20-46
Адрес г. Красноуральск, ул. И. Янкина 22
E-mail krsgazeta@mail.ru

Роботы – это серьезно

17.02.2021


ДЮЦ «Ровесник» – это удивительная страна, куда каждый день спешат юные красноуральцы, чтобы найти себе дело по душе, обрести новых друзей. Сегодня в «Ровеснике» работает 20 объединений дополнительного образования технической, художественной, социально-гуманитарной, физкультурно-спортивной и туристско-краеведческой направленности, которые посещают 634 мальчишки и девчонки.


   «Красноуральский рабочий» частый гость в ДЮЦе, мы стараемся не пропускать мероприятия, которые проходят в центре. Но в этот раз наш путь лежал не на концерт или фестиваль, мы решили посмотреть, как проходят в «Ровеснике» занятия, тем более что наконец-то дети вернулись к очному формату обучения. 


    Звонок в домофон, измерение температуры на входе в центр, запись в журнал посетителей, и вот мы на третьем этаже «Ровесника» – именно здесь расположились объединения «Мир компьютерного дизайна», «Начальная робототехника», «Образовательная робототехника», «Начальное техническое моделирование» и «Беспилотники». А занимаются там ребята, которых иначе как вундеркиндами и техническими гениями не назовешь – они постоянно что-то изобретают, придумывают, знают компьютерную технику как свои пять пальцев, умеют создавать роботов с нуля, управлять беспилотниками и делать многое другое, что не под силу даже многим взрослым.


    Объединением «Начальная робототехника» руководит Ирина Шаденко. Посещают его 72 ребенка от 5 до 10 лет, которые, несмотря на свой юный возраст, очень серьезно относятся к занятиям и стараются как можно скорее освоить новые технологии. Ирина Анатольевна рассказала, что суть занятий состоит в изучении механизмов, упрощенной работе с моторами, рычагами, колесом, создании моделей по схемам или даже придумывании своих. Такие виды деятельности по силам детям 5–6 лет. Ребята постарше начинают знакомство с программированием, их задача усложняется: нужно не просто собрать модель, но и написать для нее простейшую программу на ПК. Такие развивающие упражнения дают возможность сформировать у детей интерес к технике и получить важнейшие навыки. А еще занятия робототехникой помогают развить у детей усидчивость, целеустремленность, умение искать альтернативные пути решения проблемы, а эти качества в свою очередь очень помогут им и в школе, и в дальнейшей жизни. Программа курса «Начальная робототехника» разработана на 3 года. За это время ребята получают базовые знания и навыки по созданию роботов и умеют не просто конструировать роботов из лего, словно новые игрушки, а собирают полезные для жизни общества механизмы, программируют их. 


 

   По окончании курса «Начальной робототехники» у ребят есть возможность продолжить заниматься любимым делом – они могут записаться в объединение «Образовательная робототехника», а далее и в «Беспилотники». Руководит этими объединениями Алена Кириллова.


    Алена Олеговна не просто руководитель объединения, она профессионал своего дела, который способен увлечь робототехникой не только детей, но и взрослых. За то небольшое время, что мы разговаривали с ней, мне очень-очень захотелось попробовать собрать хоть что-нибудь из чудо-конструкторов, которыми оснащено объединение. 


    Посещают объединение ребята от 10 до 18 лет. В этом учебном году их 84 человека, но желающих заняться робототехникой среди подростков нашего города гораздо больше. Что же такое образовательная робототехника? Для непосвященных кажется, что это что-то очень сложное, непонятное и непостижимое. Но, послушав Алену Олеговну о том, чем занимаются ребята, сразу понимаешь, что образовательная робототехника не является ни заумным предметом, ни беззаботным развлечением. А является она базой для отработки прикладных технических навыков, необходимых для будущего. Программа объединения разработана на три года, и каждый последующий год и теоретические, и практические занятия становятся сложнее, но при этом интереснее. Вот, к примеру, вы знаете, что такое возобновляемые источники энергии и как их можно использовать в быту? А ребята, которые занимаются в объединении, уже в первый год занятий не только знают, но и с легкостью соберут солнечную батарею. Кстати, возобновляемые источники энергии – это ветер, вода и солнечная энергия. 


  

  Физику и технологию, основы механики, основы программирования и многое другое знают выпускники этого объединения. Вот только представьте: ребенок 10–11 лет, который учится в 5 классе и даже еще не слышал об учебном предмете «физика», в ДЮЦе запросто соберет по схеме робота, напишет для него компьютерную программу и презентует свою разработку на всероссийском конкурсе. Да что там презентует, ребята из объединения объехали уже половину России. В Сочи, Обнинске, Королеве, Москве, Санкт-Петербурге и многих других городах, где проводились конкурсы по робототехнике, побывали наши юные изобретатели, а нередко и становились призерами престижных соревнований. Например, в копилке объединения есть диплом призера Всероссийского технологического фестиваля «РобоФест». (Для справки: это крупнейший в Европе и один из крупнейших в мире фестивалей, ежегодно собирающий лучших участников научно-технического творчества в возрасте от 6 до 30 лет, которые представляют свои уникальные разработки.) В прошлом году красноуральцы привезли из Москвы диплом II степени. 


    В 2020 году в ДЮЦе было открыто объединение «Беспилотники». И это уже совсем другая история! Программа объединения одногодичная, занимаются здесь сейчас 12 человек. В основном это те, кто прошел курс начальной и образовательной робототехники. Здесь ребята все делаютсамостоятельно, начиная от сборки квадрокоптеров и заканчивая программированием. Детали будущего летательного аппарата нужно подобрать, смоделировать и соединить между собой, да не просто так, как в конструкторе лего, а порой и паяльником приходится поработать. Ах, этот запах канифоли и капелька припоя! Ну, тот, кто знает, что это такое, меня поймет. 


    Алена Олеговна уверена, что даже если ее ученики не будут в будущем техниками и инженерами, занятия в объединении развивают инженерное мышление и помогают сформировать рационализаторский ум. Хотя многие выпускники объединения (а оно существует с 2014 года) после окончания школы не расстались со своим увлечением, а поступили в вузы на технические специальности. Вот так детское увлечение переросло в профессию. 


    Мир не стоит на месте, научно-технический прогресс развивается и помогает нам жить еще лучше. Роботы все чаще и чаще применяются людьми не только в производстве, но и в быту, а это значит, что у робототехники большое будущее. Очень здорово, что в нашем маленьком городе есть место, где дети могут заняться техническим творчеством, и не только робототехникой, но и компьютерным дизайном и техническим моделированием, про которые мы вам расскажем в следующих номерах газеты. 


 Светлана КУЛЕШОВА