22.06.2023
97-летняя труженица тыла Екатерина Егорова до сих пор помнит день, когда началась Великая Отечественная война.

Война настигла девочку в ее родном Липецке. Тогда, в июне 41-го, Катя едва успела встретить свою пятнадцатую весну.
Их дом стоял в лесу: глава семьи работал егерем. Екатерина Александровна с ностальгией рассказывает и про любимые с детства лесные тропки, и огород у дома, и корову-кормилицу.
В воскресный день 22 июня 1941 года Липецк жил обычной жизнью. Кто-то возился на своих грядках, кто-то намеревался провести жаркий день на берегу Воронежа... И вдруг из репродукторов, висевших на столбах в наиболее оживленных местах, голос диктора советского радио предупредил, что вскоре ожидается важное правительственное заявление.
— Война!
В первую ночь войны город не спал. В семьях снаряжали на войну мужчин, готовили в дорогу «сидорки» (солдатский вещмешок – прим. авт.), прощались... Прощались и в семье Екатерины. На фронт их любимого батьку провожали жена и девять детей.
— Про школу, конечно, тут же пришлось забыть, — вспоминает Екатерина Александровна. — Вместе со старшими братьями и сестрами я пошла работать. Устроилась на тракторный завод, который в первый же год войны был перепрофилирован на ремонт танков и боевой техники.
Так 15-летняя Екатерина стала заводским контролером. Новой профессии училась прямо на месте. Освоилась быстро. Сегодня не без гордости говорит, что в восстановленных в войну липчанами танках была и ее частичка ударного труда. И их липецкие танки в бою не подводили.
Екатерина Александровна вспоминает, как в 41-м враг стоял всего в 60 километрах от их города. Жители отчетливо слышали гул моторов, частые пулемётные очереди, разрывы артиллерийских снарядов. Уже в первый год войны в их прифронтовом городе было развернуто несколько госпиталей.
— После работы мы с девчонками не раз в госпиталь бежали, — говорит ветеран. – Надо же было за ранеными ухаживать. А там – кровь, стоны, солдаты без рук, без ног... Страшно. Очень страшно, когда война.
Но выжили. Победу встречали своей большой семьей все в той же лесной избушке. Только без отца. Глава семьи с войны не вернулся: пришло извещение, что он пропал без вести.
После войны Екатерина приехала в Красноуральск. С этим городом сегодня ее связывают долгие 78 лет. Начинала работать в сернокислотном цехе КМК (ныне АО «Святогор»), потом перешла в суперфосфатный. Муж Леонид работал водителем директора комбината. Вдвоем супруги воспитали троих детей, дождались внуков и правнуков.
Сегодня, даже спустя 78 лет после окончания войны, труженица тыла Екатерина Егорова до сих пор эту войну помнит. Пусть обрывками, эпизодами, но помнит. Особенно все, что было связано с выпуском танков. А еще – заработанные ею трудовые хлебные карточки, которые в ту войну помогли выжить.
Надежда РИЛЛ