Потребитель всегда прав!

17.03.2022


    15 марта в очередной раз отмечался Всемирный день защиты прав потребителей. С какими проблемами все чаще сталкивается современный покупатель и как с минимальными затратами сил можно бороться за свои потребительские права? Ответы на эти и другие вопросы мы узнали у начальника отдела развития потребительского рынка, среднего и малого предпринимательства администрации городского округа Красноуральск Анастасии Мехоношиной.


 – Анастасия Сергеевна, как часто горожане обращаются к вам в отдел с жалобами на то, что нарушаются их права? Каких вопросов больше всего в жалобах? 


 – Ежемесячно в наш отдел обращаются 5–7 человек за помощью о защите прав потребителей. В основном люди сталкиваются с проблемой с некачественным технически сложным товаром, а это и сотовые телефоны, и телевизоры. Если брак обнаружен в течение 14 дней после покупки и заявитель вовремя обратился, мы составляем претензию о продаже товара ненадлежащего качества с требованием о возврате денежных средств или обмене товара на аналогичный. Если товар вышел из строя после 14 дней, но на него действует гарантия, т.е. гарантийный срок товара еще не закончился, также помогаем в составлении претензии и проведении экспертизы качества товара. В 2021 году к нам обратились 50 красноуральских потребителей, чьи права были нарушены. В 2020 году таких обращений было 33. Все обращения были рассмотрены сотрудниками отдела, меры по восстановлению нарушенных прав приняты. 


 – Были ли случаи, когда красноуральским потребителям приходилось отстаивать свои интересы в судах?


 – Да, нам приходилось доводить обращения потребителей по защите их прав до судебного разбирательства. Но перед тем, как обратиться в суд, мы проводили претензионную работу с торговыми объектами или организациями, которые предоставляют бытовые услуги населению. В 2021 году в суд было написано 3 исковых заявления в защиту прав потребителей и таким образом предотвращено потерь в размере 110650 рублей, в том числе по решению суда с нарушителей прав потребителей была взыскана компенсация морального вреда. В основном удается решить все спорные вопросы в досудебном порядке. Так, в 2021 году таким способом было предотвращено потерь потребителей на сумму 475721 рубль. 


 – Сегодня все больше и больше людей пользуются интернет-магазинами. Но ведь от обмана и здесь никто не застрахован. Как потребителю действовать при нарушении его прав интернет-магазином? 


 – По нарушениям прав потребителей в ходе совершения покупок через интернет-магазины красноуральцы обращаются редко. К примеру, в 2020–2021 годах таких обращений было всего 4. Потребители обратились к нам за консультацией, сотрудники отдела ответили на все интересующие обратившихся вопросы, и все проблемы с интернет-магазинами были решены. Красноуральцы, которые заказывают в интернет-магазинах товары, в основном активные пользователи сети Интернет, и если у них возникают какие-то проблемы, то они самостоятельно решают их в личном кабинете интернет-магазина. 


 – Давайте еще раз обозначим, как выглядит алгоритм действий в случае, если были нарушены права потребителя. Куда ему нужно обратиться прежде всего? 


 – Начнем с того, что потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, где этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Напомню, что обмен товара ненадлежащего качества возможен в течение 14 дней, не считая дня его покупки. По соглашению сторон обмен товара возможен при поступлении аналогичного товара в продажу. 


     При этом отсутствие у потребителя товарного или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания. То есть можно пригласить человека, который готов подтвердить факт совершения покупки конкретного товара именно в этом магазине, и продавец будет обязан обменять товар или вернуть уплаченные деньги в соответствии с законодательством РФ. Кстати, вернуть денежные средства за товар надлежащего качества возможно только при отсутствии аналогичного товара в продаже на день обращения потребителя к продавцу. Требование о возврате денежных средств подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата товара. 


    Для получения консультации и составления претензии о возврате товара ненадлежащего качества или искового заявления красноуральцы могут обратиться в отдел развития потребительского рынка, среднего и малого предпринимательства администрации городского округа Красноуральск (кабинет 304 или 315) или позвонить по телефону 8 (34343) 2-15-40. 


 – Анастасия Сергеевна, спасибо за предоставленную информацию. Хотелось бы, чтобы вы почаще информировали читателей о случаях нарушения прав потребителей и принятых по данным фактам мерах, так как это тоже поможет гражданам узнать, как защитить свои права. 


    Уважаемые читатели, чтобы вас не обманули, соблюдайте несколько простых правил: всегда перепроверяйте стоимость покупок в чеке, не ленитесь пересчитывать, хотя бы приблизительно, потраченную сумму, делайте покупки более рационально, покупайте у проверенных продавцов. Согласитесь, бдительность еще никому не приносила плохих результатов. 


    И самое главное, о чем нужно помнить: не стесняйтесь отстаивать свои права и требовать то, что вам разрешено законом! Культура торговли постепенно повышается, но нарушения еще встречаются. И чем чаще люди будут добиваться справедливости, тем быстрее продавцы научатся соблюдать законы. 


 Светлана КУЛЕШОВА