И терапевт, и хирург, и педиатр в одном лице

    В разгар пандемии коронавируса мы смогли по достоинству оценить значимость профессии медицинских работников. На их работу, где практически каждый день и так равен подвигу, сейчас, когда во всем мире изменился привычный уклад жизни, многие взглянули по-новому. 


    Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев объявил 2021 год в регионе Годом медицинского работника. Наша редакция решила сделать серию материалов о медицинских работниках Красноуральска. Врачи, медсестры и санитарки – все они заслуживают того, чтобы о них знали. Начать мы решили с рассказа о сотрудниках скорой помощи. Бригады СМП и раньше были в авангарде борьбы за здоровье и жизнь больных и пострадавших, а сейчас врачам и фельдшерам приходится работать в экстремальных условиях. На всей планете коварный вирус COVID-19 не ослабляет свою железную хватку. И надо не только выстоять, но и дать ему решительный отпор. О том, как живет и работает красноуральская скорая помощь, нам рассказал заведующий отделением СМП Алексей Александрович Башлыков. 


 – Алексей Александрович, спасибо большое, что в такую непростую пору нашли время встретиться с нами. И наш первый вопрос: по всей стране не хватает врачей, фельдшеров, медицинского персонала, как обстоят дела в отделении СМП? Сколько человек работает под вашим началом? 


 – Сейчас в отделении скорой медицинской помощи работает 42 человека. Помимо медицинских работников, в это число входят 9 диспетчеров, 16 водителей, хозяйственный персонал. Небольшой дефицит кадров имеется, но стараемся находить выходы из этой ситуации. 


 – Можно чуть подробнее рассказать о том, кто входит в состав бригады? Сколько бригад дежурит ежедневно? 


 – В каждой бригаде СМП два фельдшера и водитель. Ежедневно работают две бригады, которые выезжают на вызовы, и одна машина дежурит на случай экстренной транспортировки пациентов. Рабочая смена бригады длится 12 часов. 


 – Вызовов сейчас за сутки бывает… 


 – В среднем 25–27, но раз на раз не приходится, бывает, что бригада выезжает к больным и 40 раз за смену. 


 – А до пандемии?


 – До пандемии вызовов было, конечно, поменьше, в среднем выезжали 15–17 раз. Это не значит, что мы сейчас ездим постоянно к больным коронавирусом. Такие вызовы бывают, но все-таки основная нагрузка в борьбе с коронавирусом ложится на плечи коллег из поликлиники. 


 – Нагрузка на ваше отделение в последние несколько месяцев действительно нечеловеческая. Врачи тоже люди, они так же, как и другие, могут заболеть, тем более они не просто в группе риска по коронавирусу, а в самой гуще событий, и риск быть инфицированным у них в разы больше, чем у людей других профессий. Есть у вас в СМП переболевшие коронавирусом?


 – К сожалению, эта беда и нас не обошла стороной. Точное количество переболевших не скажу, но примерно 70 процентам работников отделения СМП был поставлен диагноз COVID-19. Болел и медицинский персонал, и другие категории работников. Кто-то перенес инфекцию в легкой форме, у некоторых были серьезные осложнения, вызванные вирусом. 


– Алексей Александрович, позвольте несколько личных вопросов. Вы, помимо того, что являетесь руководителем отделения, еще и сами выезжаете на вызовы. Зачем? Почему? 


 – Потому что практикующий медицинский работник – это практикующий медицинский работник, тем более когда речь идет о скорой помощи. И неважно, врач это или фельдшер. Если я не буду работать с больными, то потеряю практические навыки диагностики заболеваний, не смогу правильно определить диагноз, осуществить быстрые и правильные лечебные меры. 


 – Скажите, как вы попали в эту службу, случайно или это был сознательный выбор?


 – В отделении СМП я работаю 16 лет. Это мое первое и единственное место работы – пришел сюда сразу после окончания медицинского колледжа и ни разу не пожалел. Говорят, что медицина – это особая сфера, где не может быть случайных людей. За всю систему здравоохранения не скажу, а вот то, что в скорой помощи нет случайных людей, это точно. Сюда приходят разные люди, но остаются работать только крепкие духом. Тот, кто понимает, что это не для него, уходит, как правило, в первый месяц работы. 


 – Что самое сложное в работе сотрудника СМП? Не только сейчас, в период пандемии, а в целом? 


 – Так скажем, непредсказуемость ситуации, в которой может оказаться сотрудник СМП, приехав к больному. Никогда не знаешь, с чем можешь столкнуться. Узкий специалист, работающий в поликлинике или в стационарном отделении, на протяжении всей своей профессиональной карьеры совершенствуется в какой-то одной области медицины, а врач или фельдшер скорой помощи обязан разбираться в таких отраслях медицины, как гинекология, педиатрия, хирургия, акушерство, неврология, общая терапия, травматология, офтальмология, отоларингология и прочее, прочее. В процессе своей врачебной деятельности сотрудник СМП может столкнуться с любой тяжелой ситуацией, которая угрожает жизни и здоровью человека, и просто обязан сделать все возможное для спасения пациента. 


 – Дайте, пожалуйста, совет нашим читателям, как определить, в каких случаях вызов скорой помощи необходим и оправдан, а когда лучше действовать иначе?


 – Если говорить о тех, кто заподозрил у себя признаки коронавирусной инфекции, то надо набирать 03 в том случае, если у человека есть одышка и температура тела выше 38,5 градусов на протяжении трех дней. В других случаях вызов СМП будет необоснован: мы не назначаем лечение, не берем анализы на коронавирус, мы проводим необходимые реанимационные меры или неотложную терапию, чтобы убрать острую угрозу жизни человека, а при необходимости обеспечиваем больному транспортировку до лечебного учреждения. 


    Что касается других случаев, то если у человека появилось затруднение дыхания, судороги, острые боли в брюшной полости, онемение конечностей, головокружение, потеря сознания, временная потеря зрения, онемение половины лица, тошнота и рвота, сильная боль в грудной клетке, нехватка воздуха, слабость, резкое беспричинное повышение температуры, нужно вызывать скорую помощь. При отсутствии быстрого и адекватного медицинского вмешательства эти симптомы заболевания могут стать причиной инвалидности или смерти. 


 

– Что нужно сообщить диспетчеру при вызове скорой, чтобы бригада понимала, с чем может столкнуться и не тратила время на уточнение подробностей, а занималась больным? 


– Самое главное – говорить диспетчеру правду о своих симптомах, ничего не выдумывать. Также необходимо четко ответить на все его вопросы. Объясните диспетчеру, с какой целью вы вызываете скорую. Расскажите, где и как долго вы или тот, для кого вы вызываете врача, чувствуете недомогание, опишите характер боли. Все это нужно для того, чтобы были правильно распределены вызовы, ведь бывает, что одновременно поступает несколько звонков, и кто-то просто порезал палец и звонит в СМП, а у кого-то в это время случился инсульт, и человек без своевременной медпомощи может умереть.


 – Что вы чувствуете, зная, что от вас зависит жизнь человека, и не какого-то абстрактного, а конкретного, к которому вы приехали? 


 – В таких ситуациях эмоций нет и быть не должно. Впадать в панику ни в коем случае нельзя, все зависит от того, насколько четко будут спланированы и проведены необходимые лечебные мероприятия. За годы работы приходилось и оказывать помощь пострадавшим в серьезных ДТП, и спасать перенесших инсульт. Было много других сложных ситуаций, но для меня до сих пор самыми непростыми с психологической точки зрения являются вызовы к детям. Эмоции в данном случае убрать очень трудно, но я справляюсь, ведь наша профессия единственная, в которой нет права на ошибку, так как на кону человеческая жизнь. 


 – Благодарим еще раз за то, что нашли время встретиться с нами. Желаем вам и всему коллективу СМП здоровья, спокойных дежурств, поменьше сложных случаев, всегда благополучных исходов и полного выздоровления спасенных вами людей.


    Болезнь всегда приходит неожиданно. Она может застать нас или наших близких в любом месте и в любое время суток. Поэтому в таких случаях вся надежда на скорую помощь. А чтобы она была действительно скорой и всегда успевала приехать на вызов, надо лишь чуть-чуть изменить свое отношение к медработникам скорой помощи, научиться уважать и ценить их труд, ведь не зря про скорую помощь говорят, что она – медицинский спецназ. 


 Светлана КУЛЕШОВА