В разгар пандемии коронавируса мы смогли по достоинству оценить значимость профессии медицинских работников. На их работу, где практически каждый день и так равен подвигу, сейчас, когда во всем мире изменился привычный уклад жизни, многие взглянули по-новому.
Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев объявил 2021 год в регионе Годом медицинского работника. Наша редакция решила сделать серию материалов о медицинских работниках Красноуральска. Врачи, медсестры и санитарки – все они заслуживают того, чтобы о них знали. Начать мы решили с рассказа о сотрудниках скорой помощи. Бригады СМП и раньше были в авангарде борьбы за здоровье и жизнь больных и пострадавших, а сейчас врачам и фельдшерам приходится работать в экстремальных условиях. На всей планете коварный вирус COVID-19 не ослабляет свою железную хватку. И надо не только выстоять, но и дать ему решительный отпор. О том, как живет и работает красноуральская скорая помощь, нам рассказал заведующий отделением СМП Алексей Александрович Башлыков.

– Алексей Александрович, спасибо большое, что в такую непростую пору нашли время встретиться с нами. И наш первый вопрос: по всей стране не хватает врачей, фельдшеров, медицинского персонала, как обстоят дела в отделении СМП? Сколько человек работает под вашим началом?
– Сейчас в отделении скорой медицинской помощи работает 42 человека. Помимо медицинских работников, в это число входят 9 диспетчеров, 16 водителей, хозяйственный персонал. Небольшой дефицит кадров имеется, но стараемся находить выходы из этой ситуации.
– Можно чуть подробнее рассказать о том, кто входит в состав бригады? Сколько бригад дежурит ежедневно?
– В каждой бригаде СМП два фельдшера и водитель. Ежедневно работают две бригады, которые выезжают на вызовы, и одна машина дежурит на случай экстренной транспортировки пациентов. Рабочая смена бригады длится 12 часов.
– Вызовов сейчас за сутки бывает…
– В среднем 25–27, но раз на раз не приходится, бывает, что бригада выезжает к больным и 40 раз за смену.
– А до пандемии?
– До пандемии вызовов было, конечно, поменьше, в среднем выезжали 15–17 раз. Это не значит, что мы сейчас ездим постоянно к больным коронавирусом. Такие вызовы бывают, но все-таки основная нагрузка в борьбе с коронавирусом ложится на плечи коллег из поликлиники.
– Нагрузка на ваше отделение в последние несколько месяцев действительно нечеловеческая. Врачи тоже люди, они так же, как и другие, могут заболеть, тем более они не просто в группе риска по коронавирусу, а в самой гуще событий, и риск быть инфицированным у них в разы больше, чем у людей других профессий. Есть у вас в СМП переболевшие коронавирусом?
– К сожалению, эта беда и нас не обошла стороной. Точное количество переболевших не скажу, но примерно 70 процентам работников отделения СМП был поставлен диагноз COVID-19. Болел и медицинский персонал, и другие категории работников. Кто-то перенес инфекцию в легкой форме, у некоторых были серьезные осложнения, вызванные вирусом.
– Алексей Александрович, позвольте несколько личных вопросов. Вы, помимо того, что являетесь руководителем отделения, еще и сами выезжаете на вызовы. Зачем? Почему?
– Потому что практикующий медицинский работник – это практикующий медицинский работник, тем более когда речь идет о скорой помощи. И неважно, врач это или фельдшер. Если я не буду работать с больными, то потеряю практические навыки диагностики заболеваний, не смогу правильно определить диагноз, осуществить быстрые и правильные лечебные меры.
– Скажите, как вы попали в эту службу, случайно или это был сознательный выбор?
– В отделении СМП я работаю 16 лет. Это мое первое и единственное место работы – пришел сюда сразу после окончания медицинского колледжа и ни разу не пожалел. Говорят, что медицина – это особая сфера, где не может быть случайных людей. За всю систему здравоохранения не скажу, а вот то, что в скорой помощи нет случайных людей, это точно. Сюда приходят разные люди, но остаются работать только крепкие духом. Тот, кто понимает, что это не для него, уходит, как правило, в первый месяц работы.
– Что самое сложное в работе сотрудника СМП? Не только сейчас, в период пандемии, а в целом?
– Так скажем, непредсказуемость ситуации, в которой может оказаться сотрудник СМП, приехав к больному. Никогда не знаешь, с чем можешь столкнуться. Узкий специалист, работающий в поликлинике или в стационарном отделении, на протяжении всей своей профессиональной карьеры совершенствуется в какой-то одной области медицины, а врач или фельдшер скорой помощи обязан разбираться в таких отраслях медицины, как гинекология, педиатрия, хирургия, акушерство, неврология, общая терапия, травматология, офтальмология, отоларингология и прочее, прочее. В процессе своей врачебной деятельности сотрудник СМП может столкнуться с любой тяжелой ситуацией, которая угрожает жизни и здоровью человека, и просто обязан сделать все возможное для спасения пациента.
– Дайте, пожалуйста, совет нашим читателям, как определить, в каких случаях вызов скорой помощи необходим и оправдан, а когда лучше действовать иначе?
– Если говорить о тех, кто заподозрил у себя признаки коронавирусной инфекции, то надо набирать 03 в том случае, если у человека есть одышка и температура тела выше 38,5 градусов на протяжении трех дней. В других случаях вызов СМП будет необоснован: мы не назначаем лечение, не берем анализы на коронавирус, мы проводим необходимые реанимационные меры или неотложную терапию, чтобы убрать острую угрозу жизни человека, а при необходимости обеспечиваем больному транспортировку до лечебного учреждения.
Что касается других случаев, то если у человека появилось затруднение дыхания, судороги, острые боли в брюшной полости, онемение конечностей, головокружение, потеря сознания, временная потеря зрения, онемение половины лица, тошнота и рвота, сильная боль в грудной клетке, нехватка воздуха, слабость, резкое беспричинное повышение температуры, нужно вызывать скорую помощь. При отсутствии быстрого и адекватного медицинского вмешательства эти симптомы заболевания могут стать причиной инвалидности или смерти.
