Владимир Дураев: «Прыгать с парашютом в горах всегда было опасно...»

02.08.2023


    Десятки прыжков с парашютом, многокилометровые марш-броски, боевые учения на выносливость, товарищеская взаимовыручка – всё это было в жизни десантника, а ныне мастера ремонтно-механического завода АО «Святогор» Владимира Дураева. Красноуралец признается, что по-настоящему гордится тем, что состоит в рядах «крылатой гвардии». 


    В десант! 


    Он еще до армии успел совершить три прыжка с парашютом. Вместе с группой сверстников – таких же, как и он, 17-летних ребят-красноуральцев – азы парашютного спорта познавал на учебном аэродроме Нижнего Тагила. Те, первые эмоции, когда летел с высоты 1 000 метров, по его словам, просто непередаваемы. 


    Хорошо сложенный физически, серьезно занимающийся боксом и футболом, Владимир был в числе основных кандидатов на прохождение службы в элитных воздушно-десантных войсках. Сам, правда, с детства мечтал о морфлоте. Однако распределение в ВДВ воспринял с оптимизмом. Учебку проходил в Литве, где получил звание сержанта, а спустя полгода был направлен на Кавказ. 


 – Наша воинская часть базировалась в Кировобаде – городе, расположенном у северо-восточного подножия Малого Кавказа, – рассказывает Владимир Дураев. 


– Уже тогда, в середине семидесятых, здесь было неспокойно. Да, мы жили в одном большом Советском Союзе, однако в этом Союзе имели место и столкновения между армянами и азербайджанцами, и напряженные отношения между Грузией и Абхазией. Поэтому в моей армейской службе были блокпосты, боевые дежурства, развед-выходы и т. д. 


   Приземлился на камни 


   А еще было 27 прыжков с боевых самолетов, когда их воздушное судно поднималось на высоту 1 200 метров. И каждый раз это там, на горячей кавказской земле. 


 – Не скрою, прыгать в той местности всегда было опасно, – вспоминает Владимир Дураев. – Горы, ущелья, сильный ветер... Помню, однажды весь взвод подняли по тревоге ночью, в небо поднялись, когда ещё не рассвело. В то утро земля встретила нас туманной дымкой, видимость была сильно ограничена. Так получилось, что я приземлился на камни. 


    Тот прыжок с парашютом навсегда останется в памяти десантника. Удар о камни был такой силы, что Владимир травмировал обе ноги. Только и успел, говорит, погасить купол парашюта, сделать по земле буквально несколько шагов, после чего упал. Тут же его, заместителя командира взвода, ребята подхватили и понесли на руках. Около двух месяцев Владимир провел в госпитале. На тех же прыжках погиб их командир: разбился головой о камни. 


 

    Своих не бросаем! 


   Про то, что десант своих не бросает, Владимир может рассказывать часами. Про те же прыжки с парашютом, например, где опасность подстерегала на каждом шагу, про боевые учения, где взаимовыручка очень важна, про марш-броски, где десантники также всегда готовы поддержать друг друга. 


 – Помню, как мы преодолевали по 10-20 километров, когда по одной горной полосе бежали и мы, «деды», и новобранцы, – рассказывает Владимир Дураев. – И этих, вчерашних пацанов, никто из нас не бросал. Наоборот, брали у ребят рюкзаки РД, автоматы, чтобы те бежали налегке. Вот уж действительно – одна десантная семья! 


    А еще в памяти десантника – ежедневные утренние 3-километровые пробежки, преодоление полосы препятствий, занятия на брусьях, подтягивание на перекладине и многое другое. Такой режим был одинаков для всех – неважно, отслужил ты в армии полгода или уже полтора. Слабаков здесь не было. Таких в десант не берут. 


   На особом счету у бойцов ВДВ и спортивные праздники, проходившие в воинской части каждую субботу. Вот где можно было продемонстрировать свое мастерство в различных видах спорта, включая боевое самбо и рукопашный бой. Такие импровизированные соревнования между взводами и батареями всегда пользовались у советских солдат особой популярностью.Парашютист-отличникДемобилизовался старший сержант, командир расчета Владимир Дураев в 1977 году. Весь китель молодого десантника был украшен нагрудными знаками высшей пробы: «Отличник Вооруженных Сил СССР», 


   «Парашютист-отличник», 


   Демобилизовался старший сержант, командир расчета Владимир Дураев в 1977 году. Весь китель молодого десантника был украшен нагрудными знаками высшей пробы: «Отличник Вооруженных Сил СССР», «Парашютист-отличник», «Воин-спортсмен I степени» и многие другие. 


– Но дело даже не в наградах, - говорит Владимир Васильевич. – Главное в другом – это тот дух, которым был пропитан каждый представитель «крылатой гвардии», это та дружба, которую мы пронесли через десятки лет. 


   Они и сейчас ежегодно в свой профессиональный праздник – День Воздушно-десантных войск – встречаются с друзьями-однополчанами, созваниваются с теми, кто живет за пределами области, вспоминают своих товарищей, не доживших до сегодняшнего дня. И, конечно, принимают участие в ставшем уже традиционном деле – приезжают с подарками в детский реабилитационный центр «Надежда», где живут дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Кто знает, а вдруг это их будущая смена?! 


Надежда РИЛЛ