Телефон +7 (34343) 2-20-46
Адрес г. Красноуральск, ул. И. Янкина 22
E-mail krsgazeta@mail.ru
Назад к списку

Зачем в школе логопед

     Получение образования детьми с ОВЗ является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Для этого в Свердловской области реализуется государственная программа «Развитие системы образования в Свердловской области до 2020 года». Приоритетные задачи программы: организация коррекционно-реабилитационной работы с обучающимися с различными формами отклонений в развитии, сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса и совершенствование системы кадрового обеспечения. 


    14 ноября мир празднует Международный день логопеда – профессиональный праздник представителей одной из наиболее важных социальных профессий. 


    Накануне праздника мы встретились с Мариной Анатольевной Кайгородовой, учителем-логопедом школы №1, которая также возглавляет городское методическое объединение учителей-логопедов и является председателем городской психолого-медико-педагогической комиссии.


 – Марина Анатольевна, родители учеников начальной школы часто недоумевают: «Зачем моему ребенку ходить к логопеду? Он говорит правильно! И вообще, зачем логопед в школе?» И действительно, зачем логопед в школе? Расскажите, в чем заключается ваша работа? 


 – Речевые нарушения у детей – серьезная проблема нашего времени. Если перед поступлением в школу 6–7-летние дети не выговаривают звуки родного языка, то это, несомненно, будет создавать трудности при освоении школьной образовательной программы. К сожалению, количество таких детей с каждым годом увеличивается и все больше школьников нуждаются в логопедической помощи. Работа школьного логопеда существенно отличается работы логопедов дошкольных учреждений. Он занимается коррекцией не только устной, но и письменной речи, т.е. работает над специфическими (логопедическими) ошибками чтения и письма, а также осуществляет логопедическое сопровождение обучающихся. На практике все происходит так: сначала проводится обследование речи ребенка, направленное на раннее выявление нарушений чтения и письма. Далеезаполняются речевые карты, комплектуются группы детей с учетом выявленных нарушений, а затем проводятся индивидуальные и групповые занятия. Направлений работы с детьми очень много: логопед работает над коррекцией всех сторон речи от постановки звуков и развития фонематического слуха до автоматизации навыков чтения и работы над интонацией, выразительностью речи. В начальном звене нашей школы сейчас 13 классов. В пяти из них обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Они учатся по адаптированной образовательной программе, которая включает в себя в том числе и логопедическое направление. Можно сказать, что 61 ученик начальных классов нашей школы нуждается в логопедическом сопровождении в связи с проблемами в речевом развитии.Еще одно направление работы школьного логопеда – педагогическое консультирование родителей и учителей. Именно они проводят с ребенком большую часть времени в школе и дома, поэтому без их помощи справиться с проблемами в речевом развитии ребенка невозможно. 


 – Вы уже три десятка лет в профессии, скажите, какие проблемы развития речи у детей школьного возраста наиболее частые? И с чем вы их связываете?


 – Все проблемы можно объединить термином «общее недоразвитие речи» (ОНР). Это понятие охватывает очень широкий круг речевых нарушений. К примеру, ребенок совершает ошибки в произношении основных групп звуков или в употреблении падежных конструкций. Причинами возникновения ОНР могут быть различные внутриутробные патологии во время беременности, родовые травмы, различные заболевания в младенческом возрасте, неблагополучные социально-бытовые условия. Ну и, конечно, ребенка нужно учить говорить, с ним нужно разговаривать с самых первых дней его жизни. При этом речь взрослого должна быть правильной, без искажений звуков и слов. 


 – Эти проблемы решаемы? Удается помочь всем детям? 


 – Эти проблемы можно решить. Пусть не быстро, не сразу, но в большинстве случаев удается достичь положительной динамики. Все сугубо индивидуально и зависит и от степени тяжести проблемы, и от того, как с ребенком занимаются. Хочется напомнить всем, что при коррекции речи ребенка большую роль играет поддержка его родителей в закреплении полученных навыков в школе. Не буду давать какие-то рекомендации,касающиеся специфических логопедических проблем, но в любом случае в домашних условиях родители могут разучивать с детьми скороговорки, чистоговорки, делать артикуляционную гимнастику, развивать мелкую моторику и делать другие несложные и не требующие много времени упражнения, способствующие развитию речи.


 – Может ли повлиять на развитие речи тот факт, что ребенок левша?


 – Леворукость – это не отклонение о нормы, это некая особенность работы головного мозга, один из вариантов развития организма человека. Да, многие леворукие дети имеют речевые нарушения, что объясняется несформированностью речевых звукоразличений. Леворукие дети также могут испытывать трудности в обучении, так как обучение грамоте и письму рассчитано на праворуких людей. Но сейчас есть и прописи, и ручки, предназначенные для левшей. Опять же напомню родителям леворуких детей, что с дошкольного возраста нужно обращать внимание на речь таких детей и развивать у них звуковой анализ. 


 – Марина Анатольевна, если можно, то расскажите немного о себе. Как вы пришли в эту профессию? 


 – После школы я поступила в Свердловский государственный педагогический институт на дефектологический факультет, который закончила в 1989 году по специальности «олигофренопедагог и логопед». В нашей семье логопедов не было, но моя тетя работала учителем истории и мечтала, что я тоже пойду в педагогику, а мама была медицинским работником и очень хотела, чтобы я пошла по ее стопам. А я стала логопедом и, можно сказать, воплотила мечты обеих, ведь логопед должен владеть знаниями в разных областях: и в педагогике, и в психологии, и в медицине. 


    Профессия эта трудная, но и очень интересная. А какую радость испытываешь, когда твои старания приносят плоды, просто не передать словами! В последнее время логопед еще и очень востребованная профессия. Когда я приехала в Красноуральск в 2000 году, в городе было всегда два логопеда, а сейчас в детских садах и школах города трудятся 14 логопедов. Все они состоят в городском методическом объединении учителей-логопедов, и я как его руководитель могу с гордостью сказать, что это творческие, инициативные, активные люди, которые преданы своей работе. Это настоящие профессионалы своего дела. Они постоянно участвуют в различных конкурсах профессионального мастерства и нередко становятсяпобедителями и призерами. У четверых из них высшая квалификационная категория, у остальных десяти специалистов – первая. Это о многом говорит! (Марина Анатольевна, рассказывая об успехах коллег, скромно умолчала о том, что и сама имеет много грамот и благодарностей за свой труд и неоднократно становилась победителем городских и областных конкурсов, а в 2019 году победила во всероссийском конкурсе «Использование ИКТ и электронных образовательных ресурсов в педпрактике» в номинации «Детский проект с использованием ИКТ и ЭОР». – Прим. редакции).


 – Марина Анатольевна, благодарим за интересный рассказ, поздравляем вас и всех логопедов нашего города с профессиональным праздником, желаем успехов в вашем благородном деле, больше радостных и способных учеников и большого личного счастья! 


 Светлана КУЛЕШОВА